Золотой треугольник Индии: восхитительный Джайпур
О, Индия, старинные форты со стенами невероятных оттенков, величественные дворцы с характерной только этому краю архитектурой – Джайпур, город с особой, немного таинственной энергетикой и особой культурой оправдал мои ожидания полностью.
Джайпур – столица Раджастана, пожалуй, самого яркого индийского штата. Джайпур любя называют Жемчужиной Золотого треугольника. Его архитектура просто завораживает! Район старого города по указу махараджи Рам Сингх в 1876 году был выкрашен в розовый – традиционный цвет гостеприимства, дабы таким образом оказать приветствие монаршим главам Англии. Даже сегодня все жители Старого города по закону обязаны поддерживать розовый цвет своих фасадов.
Весь Джайпур окружен стеной, которая защищала город от вражеских войск и диких зверей. Город разделен на девять прямоугольных секторов. Это был единственный в свое время индийский город с прямоугольной планировкой.
Трафик уличного движения тут достаточно плотный. Сама дорога в Джайпур была интересной, впечатлило, что везде было очень много обезьян. Конечно, это непривычно для наших глаз, однако обезьян здесь больше, чем собак.
Наше знакомство с Джайпуром началось с Форта Амбер. Величавые стены форта окружили довольно большую территорию, где расположился дворец Махараджи. У подножия форта разбит парк. Поднимаются в форт традиционно на слонах – такой необычный местный аттракцион. Есть еще два способа подъема: пешком и на машине. Подъем пешком от дороги до ворот форта занимает 10-15 минут, но конечно мы не упустили возможности прокатиться на слоне! И не прогадали, этот подъем был весьма впечатляющим и запоминающимся.
Дворец-крепость Амбер – значимая достопримечательность Джайпура. Если бы здесь существовал только он один, даже тогда стоило бы сюда приехать! Амбер сразу поражает своим видом и расположением на гребне скалистого холма над озером Маота. Длинная вереница слонов тянется от озера наверх. Как только попадаешь в первый внутренний двор, удивляешься его размерам, а проследовав в последующие дворы, понимаешь, насколько велик Амбер по площади и сколько в нем больших и малых дворцов!
Форт Амбер разделен на 4 части, у каждой свой отдельный вход и внутренний двор. Главный вход расположился в восточной части крепости, за что его называют «Ворота Солнца». Он предназначался для правителя и знати.
Внутренних помещений в форте очень много, все они соединены между собой запутанными коридорами, лестницами и переходами. Второй внутренний двор представляет собой большой зал с двойным рядом колонн. Здесь проходили собрания, на которых люди могли обратиться с просьбами или заявлениями к радже.
Третья часть крепости была отведена под покои правителя, пройти туда можно через «Слоновые ворота» Ганеш Пол. Над ними находится красивый храм Сухаг Мандир со множеством небольших решетчатых окошек.
Далее перед нами предстал знаменитый зеркальный дворец Шиш Махал. По легенде его можно осветить с помощью всего одной свечи, так как его стены покрыты маленькими зеркалами. Фотографии, увы, передают все это великолепие плохо, не сверкают. Часть зеркал заменены новыми, но многие – старые, есть зеркала с рисунками.
Четвертая часть форта была полностью женской, принадлежала женам и наложницам правителя.
С форта открываются потрясающие виды на озеро и холмы, на кольцо внешних крепостных стен в лучах утреннего солнца. Дух захватывает, как все красиво и необычно!
Вдоволь нагулявшись по форту, мы веселой компанией отправились дальше. По пути нам встретился «Водный дворец» Джал Махал. Он расположен посреди тихого озера Ман Саган. Четыре из пяти этажей дворца в настоящее время находятся под водой. Величественный Джал Махал напоминает мираж на озере… К нему нет дорог, как и нет возможности попасть внутрь: для туристов посещение закрыто. Еще говорят, каждую зиму сюда прилетают перелетные птицы.
Через некоторое время мы прибыли к обители местных правителей – к Городскому дворцу. Вопреки нашим ожиданиям оказалось, это не один дворец, а целый архитектурный комплекс, включающий роскошные дворцы, многочисленные постройки и пышные сады, обнесённые высокими стенами. Первоначально это сооружение было построено основателем города Джай Сингхом II в 18 веке. Как и три столетия назад, Городской дворец Джайпура и сейчас является частным владением королевской семьи, поэтому часть зданий охраняется и закрыта для посещения туристами. Однако, многие дворцы и музеи комплекса могут посетить все желающие, только не везде можно фотографировать.
Центр одного из внутренних дворов украшает Мубарак Махал (Благоприятный дворец) – выразительное здание многоугольной формы из «джайпурского мрамора». Здесь, как нам рассказали, раджи принимали иностранных послов и высоких гостей. В Мубарак Махал открыт музей текстиля с редкими экспонатами – прошитыми золотыми нитями и усыпанными драгоценными камнями массивными костюмами правителей Джайпура и членов их семей, изделиями народного творчества, вышивками, сари из чистого шелка, яркими тканями, изготовленными по старинным технологиям. Жаль, но запечатлеть все это великолепие запрещено.
Прогулялись мы и по открытой галерее Bagghi Khana, где собрана коллекция древних орудий, артиллерийских пушек, кареты и экипажи. Посетили розовый павильон Диван-И-Кхас, служивший ранее залом для аудиенций раджи со своими советниками, чиновниками и гостями. Увидели семиэтажный дворец Чандра Махал, в котором в наши дни проживает раджа Джайпура со своей семьёй. Интересная традиция – если над дворцовой башней вывешивается разноцветный флаг раджи, значит, он в данный момент находится в своей резиденции.
Следующая наша чудесная остановка – обсерватория Джантар Мантар. Меня как любителя астрономии просто не мог не впечатлить этот объект. Это большой астрономический комплекс, объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
В состав обсерватории входят 14 построек, которые представляют собой измерительные инструменты гигантских размеров. Это древнее «оборудование» использовалось для определения времени и расстояния до разных космических объектов, для вычисления наступления солнечных и лунных затмений, для предсказаний погоды. Древние ученые Индии считали, что чем больше размер вычислительных инструментов, тем точнее будут их показания. Здесь, в обсерватории Джантар Мантар, находятся самые большие солнечные часы в мире Самрат Янтра (27 м), причем они по-прежнему находятся в отличном состоянии и на протяжении стольких веков показывают точное время! Проверено и очень впечатлило меня.
Еще один удивительный измерительный прибор –Джай Пракаш Янтра или «Зеркало небес». Это действительно своеобразное зеркало, оно точно воспроизводит движения небесных тел. Прибор сделан в форме полусферы, ведь небо над нами именно такой формы. А всяческие линии и меридианы, расчерченные на дне Джай Пракаш Янтре – это пути движения небесных тел. Рядом находится второй подобный инструмент, он для наблюдения за небесными телами в ночное время.
Есть здесь и 12 инструментов для наблюдения за знаками зодиака. Расположены они под разными углами и распределены в зависимости от времени года, чтобы рассчитывать приход определенного знака.
Постепенно наше путешествие привело нас к одному из самых знаменитых мест в городе, его визитной карточке – Дворцу Ветров. Хава Махал (Дворец Ветров) – поистине самое яркое, утонченное и сказочное место в Джайпуре. Он был построен в 18 веке махараджей для многочисленных жен и наложниц гарема, чтобы те могли наблюдать за суетливой будничной и праздничной жизнью города, оставаясь незамеченными, дабы им надлежало соблюдать «пурдах» - строгое правило, по которому полагалось скрывать свое лицо. А вот название свое дворец получил благодаря сотням маленьких окошечек, через которые помещения постоянно проветриваются. Потому внутри дворца всегда царит восхитительная прохлада (несмотря на жаркий климат).
Глядя на дворец, создается ощущение легкости и воздушности строения. Мне очень понравились интересные архитектурные решения: различные орнаменты, искусные узоры, неожиданные лазейки и коридоры, ведущие неизвестно куда, множество окошечек, через которые жительницы дворца когда-то подсматривали за жизнью города. Все эти детали захватывают дух.
Мы ходили по этому лабиринту как завороженные. Все время, проведенное там, нас не покидало ощущение первооткрывательства, мы будто приоткрывали окошки в удивительные тайны прошлого.
Далее нас ждало знакомство с ремеслами Джайпура. Красочные базары Джайпура демонстрируют экзотическое мастерство всех видов и направлений. Традиционные базары располагаются рядом с роскошными салонами. Здесь трудятся семьи, специализирующиеся на искусстве и ремесле в течение нескольких поколений. Так как исторически сложилось, что Джайпур был домом для королевской семьи, здесь всегда процветало ювелирное мастерство. Джайпур славится своими бриллиантами, изумрудами и топазами. Еще, помимо драгоценностей, здесь можно найти самые разнообразные предметы домашнего обихода, одежду, сумки, обувь (раджастанские «Джути», к примеру), кожаные изделия, сувениры. А изделия из керамики изготавливаются здесь особенно искусно.
Без специй тоже никуда. Проходя мимо мешков со жгучими пряностями, мы прослезились и чуть не расчихались от такого их количества. Удивительно, как тут люди работают с утра до вечера, но, скорее всего, у них уже выработался иммунитет. Как я уже говорила в своем предыдущем рассказе, индийцы не мыслят своей жизни без острого.
К вечеру мы направились в храм Бирла Мандир (Лакшми-Нараян). Да, точно такое же название носит один из делийских храмов. Семья Бирла – меценаты, построившие много храмов в Индии. Храм Бирла в Джайпуре считают одним из самых красивых религиозных сооружений в мире. Он был построен в 30-е годы 20 века, и при его постройке попытались объединить три религии: индуизм, буддизм и джайнизм. Храм предназначался для всех индийцев независимо от касты. Очень светлый, нарядный, невероятно красивый, он полностью построен из блестящего белого мрамора, отчего кажется легким, даже парящим в воздухе. Обилие света, ярких красок и позолоты… Как только он предстал перед нами, первой моей мыслью было, что мне вновь довелось увидеть очередной архитектурный шедевр Индии.
Ансамбль храма Бирла довольно обширный, храм окружен пышными зелёными садами, красивыми скульптурами на мифологические сюжеты. Центральные фигуры в самом храме – золотые статуи богини Лакшми и ее супруга бога Нарайяна. К сожалению, здесь, как и в делийском Бирла, запрещено снимать, но впечатления от увиденной красоты я сохраню надолго.
На этом мое необыкновенное путешествие под названием Драгоценный Джайпур закончилось, что было весьма жаль, так как именно этот город отозвался в моем сердце, как больше ни один в Индии. Именно с ним не хотелось расставаться больше всего. Но, тем не менее, сколько всего увидено и узнано, а сколько еще предстоит увидеть интересного! Мы были только на полпути нашего Индийского приключения. Продолжение следует.